Меню

Как установить мост раба на маз

ЗИЛ-4331: Установка заднего моста Raba-MAN с автобуса Икарус

Решил поставить на свой ЗИЛ-4331 задний мост Raba-MAN с автобуса Икарус, т.к. родной мост меня не особо устраивал. Донора искать долго не пришлось и вскоре подходящий экземпляр попался мне на глаза.

Мост стоял на списанном автобусе Икарус и чтобы его с него снять, пришлось взять газовый резак и немного поработать.

На первом фото мост еще стоит на автобусе, а на втором сварщик занимается тем, что срезает родные площадки с моста, чтобы впоследствии их переварить.

На самом деле, работы там не так уж и много. Нужно срезать родные заводские площадки, после чего раздвинуть их в сторону колес для ЗИЛа на 1,5 см, а для МАЗа на 2,5 см.

С заводских площадок берем верх с отверстием в центре, а также боковые направляющие для стремянок, если планируется ставить ЛАЗовские родные. Если же ставятся стремянки с МАЗа, то нужен только верх, чтобы можно было туда вставить центральный болт рессоры.

Мост у автобуса ЛАЗ повернут в заднюю сторону (т.к. там стоит двигатель), поэтому нужно после его разворота в переднюю сторону, поменять площадки местами, чтобы редуктор был поднят слегка вверх рессорами.

Далее, пришлось выбить все шпильки с правого и левого колес, после чего поменять их местами.

Иначе, в связи с разворотом моста, они могут начать самопроизвольно откручиваться во время движения (правая и левая резьба). Также, сразу проверил тормозные колодки.

Следующим шагом, закатил новый мост под своего ЗИЛа.

На фото хорошо видна приваренная на новое место рессорная площадка, которая была ранее срезана с моста.

Следующая проблема у меня возникла с центральным редуктором, т.к. после разворота заднего моста, он оказался в неверном положении. Это привело к тому, что стала 1 передача вперед и 5 назад.

Однако, привести все в норму не так уж и сложно, достаточно всего лишь перевернуть редуктор вверх ногами. Чтобы это сделать, нужно просто вытащить полуоси, после чего можно повернуть центральный редуктор в правильное положение, даже не вынимая его из моста. Мост Raba-MAN сделан очень качественно, поэтому даже прокладку на редуктор можно не ставить.

Когда закончил с редуктором, занялся фланцами. Дело в том, что Рабавский фланец редуктора не стыкуется с КамАЗовским фланцем кардана.

После замены моста, хотел поставить КамАзовские евро диски и взять автобусную резину с Мерседеса, но оказалось, что сделать это не получится, т.к. расстояние между шпильками разное. Решил, что для воплощения этой идеи, придется мне менять бортовые.

Однако, позже узнал, что КамАЗовские евро диски все же можно поставить, но для этого нужны ступицы на 10-шпилек, а они у мостов Raba-MAN были только на Икарусах, которые поставлялись в Европу и на ЛАЗ-695.

Конкретно на мой мост, евро диски следует ставить с использованием разрезных конусных гаек и при этом менять все шпильки на 22 мм от Евро Икаруса. На место где стоят диски, можно выточить и установить переходное кольцо с наружным диаметром 280, 9 мм. В этом случае вся нагрузка с колес пойдет через проставку на ступицу, минуя шпильки.

Конуса лучше выбирать по диаметру шпилек на 20 или 22 мм, а сами шпильки очень внимательно промерять, чтобы оставалось миллиметров 30 минимум, после того как будут установлены колеса.

Если воспользуетесь моим опытом и тоже будете менять мост, то обязательно после первой поездки дополнительно протяните стремянки. Я с этим столкнулся, когда поехал в рейс и оказалось, что машина «плавает» по дороге.

Остановился, заглянул под грузовик и обнаружил, что стремянки ослабли. Пришлось засучить рукава, залезть под машину и хорошенько протянуть их. Плюс, когда вернулся из рейса, заехал на эстакаду и еще раз подтянул.

Источник

Сообщества › Грузовики и Автобусы › Форум › Установка на Зил 4331 заднего моста RABA

Недавно приобрёл Зил 4331 с камазовским двигателем и кпп, задний мост находится в плачевном состоянии посему хочу установить мост фирмы raba. Прошу совета у бывалых, какие трудности могут возникнуть в поцессе установки и ещё, такие мосты стояли и на автобусах Икарус и на троллейбусах, получается с троллейбуса тоже можно поставить?

Читайте также:  Как установить wifi модуль на компьютер windows 7

Давно это было, но мужик в 80тых, ставил от икаруса мост на Маз самосвал и скажу-нехило гонял на сделке…

а с тягой у него как дела обстояли? не вставал на подъемах?)

Всё в ажуре было.Таскал как монстр.Причём с ифовским прицепом.

На троллейбусах и Икарусах разные мосты стояли.

Если троллейбусный мост, то ЗиУ ранних образцов.

они каг бы ещо и на автобусах стоят до сих пор

Ты подумай несколько раз, мы троллейбусным паркам в Москве запчасти на мосты раба поставляем напрямую из Венгрии. Ценник я тебе скажу не очень интересен будет))

Я думаб проще будет б/у найти.

Аможно по подробнее? (Если секретно то в личку)

Тебе нужен мост от икаруса турист( от лиаза и тролейбуса неподойдет) у троля передаточное число другое а у лиаза короны на 12 шпилек тоже не айс. С икарусного можно убрать короны и четко встанет евродиск. У нас их хоть попой кушай.

А мне не повезло, таких мостов не осталось все на металлолом по сдавали. Спасибо за информацию.

У меня есть. Могу подогнать. Есть с бортовыми под евродиск или под диски маз-камаз.

Спасибо, но далековато будет. С доставкой проблематично.

Рама у Зила как и у Камаза 87 см. Мне подгоняли мост абсолютно новый от МАЗ 500, но У 500 го нижние кронштейны стремянок выполнены вместе с чулком — не подходит.
У маза посвежее кронштейны энергоаккумуляторов находятся возле колес и тоже мешают стремянкам. Если кронштейны переносить надо будет удлиннять кулак, или от чего то подбирать.
На мой взгляд самая тема мост от МАЗа с евроступицами — энергачи на редукторе. отрезаешь заводкие опоры, двигаешь их наружу на 5 см и ставишь. Диски колес надо будет узкие от КАМАЗа, а то в рессору упрутся, возможно придется еще и кольцо на шпильки одевать от старого барабана.
У тебя рессоры задние ЗИЛовские 7 см или МАЗовские 9см.
Рабамост меряй сам — там энергачи тоже возле колес.

У меня есть. Могу подогнать. Есть с бортовыми под евродиск или под диски маз-камаз.

Источник

МАЗ-500: Установка заднего моста Raba-MAN с автобуса ЛиАЗ-677

Проездив более полугода на седельном тягаче МАЗ-500 с турбированным двигателем ЯМЗ-238, я выявил некоторые его недостатки. К их числу относилась малая скорость при достаточной мощности двигателя, а также вибрация в кабине на скоростях свыше 65 км/ч.

Чтобы избавиться от этих проблем, решил либо заменить передаточное число заднего моста, либо установить абсолютно другой мост.

Посмотрел справочники и узнал, что для моего стандартного МАЗовского моста, есть еще передаточное число 7.24, но никто из моих знакомых не видел бортовой передачи с таким числом. Оставалось только постараться найти задний мост от другого автомобиля.

1. Диапазон скоростей грузовика МАЗ-500

На постсоветском пространстве, больше всего было универсальных мостов Raba-MAN. Они применялись на всех автобусах ЛиАЗ, на некоторой части автобусов ЛАЗ, на троллейбусах энгельсовского завода ЗИУ и поголовно на всех автобусах Икарус. Поэтому, предприятия связанные с автобусными перевозками не имели в них недостатка. Мосты были надежными и на моделях ЛиАЗ перехаживали сам автобус.

Решил посчитать, какой диапазон скоростей будет у грузовика МАЗ-500 на всех передачах с задним мостом с передаточным числом 8,21 (главный редуктор 2.666, а бортовая 3.11) и на шинах ИД-304, статистическим радиусом 0,526 м. Получилась вот такая таблица с максимальной скоростью равной 76,71 км/ч.

2. Поиск заднего моста Raba-MAN и подготовка к его установке

Начал потихоньку искать мост с ЛиАЗа и через некоторое время, представилась возможность приобрести такой со списанного автобуса. Единственным условием его получения, являлось самостоятельное извлечение моста из кузова.

Нужно было нанять автокран и вырезать задний и передний мосты, т.к. автобус переделывали под холодный склад. Срезал свой мост и погрузил его в машину.

Привез мост в гараж и сразу же занялся его осмотром. Заглянул под щитки колодок и убедился в достаточной толщине накладок. Далее, приступил к снятию фланца редуктора.

Также, нашел еще один фланец заднего редуктора от МАЗ-500 и отдал оба фланца токарям, чтобы они подогнали на фланец автобусного моста фланец кардана. Стянул новый фланец шпильками с гайками и дополнительно сварил электросваркой.

Читайте также:  Как установить раковину на мойку видео

ЛиАЗовский мост по толщине, в районе крепления рессор, гораздо толще МАЗовского, а потому пришлось выточить новые удлиненные стремянки с запасом резьбы и согнуть их в кузнице.

На низ моста, изготовил площадки из 20 мм пластин и просверлил их на сверлильном станке. Верхние подкладки моста под рессоры, также изготовил новые и просверлил их под гайки стяжных болтов рессор.

3. Замена заднего моста МАЗ-500 на задний мост ЛиАЗ-677

Сделав все это, наконец то приступил к замене заднего моста и для этого, вывесил заднюю часть автомобиля. Открутил стремянки и снял их. Открутил карданный вал от моста и тормозные шланги от тормозных камер. Затем, поднял заднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры еле касались МАЗовского моста и замерил расстояние от центра хвостовика до земли.

После этого, поднял заднюю часть автомобиля еще выше и выкатил задний мост в сборе с колесами полностью из под машины. Снял задние колеса с МАЗовского моста и начал устанавливать их на автобусный мост, используя клинья и гайки вместе с промежуточным кольцом от автобуса.

Когда колеса были установлены, я сразу обратил внимание на уменьшенное расстояние между покрышками и оно мне не понравилось.

Далее, закатил новый мост под машину и опустил на него заднюю часть рамы с таким расчетом, чтобы между мостом и рессорами влезли рессорные подкладки. Затем, провернул мост с таким расчетом, чтобы расстояние от земли до хвостовика, стало на 3 см больше, чем было с МАЗовским мостом.

После этого, начал собирать стремянки, подкладки снизу моста и наживлять гайки. Также, пришлось подрезать крепления на мосту, в которые входили автобусные стремянки. После легкой подтяжки, начал приваривать верхние площадки моста под рессоры. Далее, затянул стремянки, поставил на место карданный вал и подсоединил тормозные камеры.

4. Диапазон скоростей МАЗ-500 с новым задним мостом

Поездив некоторое время так, пришел к мнению, что прирост скорости оказался почти не заметным. Конечно, шума от моста стало меньше, а тормоза стали более эффективными, т.к. площадь тормозных колодок Raba-MAN больше, чем у моста МАЗ-500.

Однако, крепление колес мне совсем не понравилось. Чтобы заменить болт под клинья, нужно было снимать корону. Кто придумал такую не практичную конструкцию, осталось для меня загадкой. А вот само крепление короны, мне пришлось по нраву, т.к. корона крепилась не только через шайбы гравера и гайки, но и под шайбами были установлены конусные сухари.

Кстати сказать, короны на Супер МАЗе, крепятся без конусных сухарей и поэтому их довольно часто можно увидеть в металлоломе.

После установки нового моста, вызывало беспокойство и малое расстояние между покрышками. При стандартной загрузке и 320-ой резине, между колес постоянно появлялась черная полоса, что свидетельствовало о соприкосновении шин во время движения.

Передаточное число нового моста было равно 7.61 (редуктор 2.08, а бортовая 3.66). Рассчитал таблицу скоростей и понял, что изменения оказались минимальными.

5. Установка редуктора с передаточным числом 1.79 и корон от троллейбуса

Чтобы еще увеличить скорость своего грузовика, я решил посоветоваться в головном автобусном парке с агрегатчиками. Попал на специалистов, а они как услышали, что мне нужен более скоростной редуктор на МАЗ, то сразу же сказали, что нужно искать редуктор с передаточным числом 1.79 (ставился на городской Икарус и ЛАЗ с моторами от ЗИЛа или Урала) и желательно найти к нему еще короны от троллейбуса.

Вот тогда, можно будет спокойно ездить на 320-ой резине, ведь в троллейбусе и МАЗе промежуточное кольцо одинаковой толщины.

Нашел быстроходный редуктор 1.79 и поехал в троллейбусный парк, чтобы отыскать троллейбусные короны. Долго искать не пришлось и короны в сборе с клиньями, гайками и болтами вскоре оказались у меня.

Редуктор надо повернуть на 90 градусов (планетарка должна быть параллельна мосту), тогда планетарка пройдет в вырезы моста и редуктор снимется. Чтобы установить новый редуктор в мост, нужно проделать данную операцию в обратном порядке.

Заменить короны, также никаких проблем не составило. Правда, в троллейбусном мосту своеобразные костыли, но вставляются они легче, чем те, которые я видел на других автомобилях.

Читайте также:  Как установить пароль на включение iphone

Общее передаточное число нового моста у меня получилось 6.55 (редуктор 1.79, бортовая 3.66), а передаточное число моста МАЗ было 8,21.

Таким образом, скорость автомобиля возросла на 25% (8.21/6.55=1.25), а тяга снизилась на эти же 25%.

После замены центрального редуктора, диапазон скоростей подрос, а максимальная скорость стала равняться 97,09 км/ч.

Автомобиль с 20-ю тоннами стал легко идти по асфальту со скоростью 80 км/час, а трогаться груженым лучше всего было с 1-ой передачи. С 25-ю тоннами груза на очень крутых подъемах, нужно было включать 1-ую передачу и чувствовалось, что машина идет на пределе своих сил. Таким образом, если бы нагрузка была свыше 25 тонн, то пройти Урал на машине было бы очень сложно.

На этом заднем мосту, я проездил около 2-х лет и побывал с Урала на Алтае и в Тамани. На асфальте, легко оставлял за собой автопоезда КамАЗ с двигателями по 210 л.с.

6. Шум в заднем мосту и проблемы с подшипниками планетарки

В процессе работы, появились неисправности, которые заставили задуматься. Задний мост шумел, но вскрытие бортовых ничего не выявило, только не вытаскивалась ни одна полуось. После долгих консультаций и размышлений, пришел к выводу, что причина в редукторе.

Когда все съемники для снятия полуосей были сломаны, а полуось так и не сдвинулась с места, то пришлось приступать к хирургической операции. На задней стороне редуктора, напротив выхода с него полуоси, было прорезано электросваркой отверстие диаметром 15 мм и через него электродом перерезана полуось. Электрод больше чем на треть не сжигался.

Далее, провернул редуктор, вытащил его из моста и понял в чем причина неисправности. Полетели подшипники на планетарке и одна полуось приварилась к полуосевой шестерне дифференциала.

Корпус редуктора имеет неразъемные бугеля и вытащить обоймы с дифференциальной коробки не такая уж простая работа. Помучившись какое то время, я все же справился с задачей.

Пока не снимешь внутренние обоймы подшипника, не получится вытащишь и планетарку с дифференциалом. Редуктор компактный, но в ремонте требует специфического инструмента. Самое интересное заключалось в том, что шестерни имели неповрежденные зубья.

Используя старый ЛАЗовский редуктор в качестве запчастей, восстановил редуктор 1.79, но ставить его побоялся. Нашел другой такой же и полуось к нему, после чего установил все это на машину. Этот ремонт моста стал последним, т.к. в дальнейшем, он больше никаких сюрпризов мне не преподносил.

7. Передаточные числа задних мостов Raba-MAN

Автослесари посоветовали перейти на бортовой редуктор 3.9 для того, чтобы снизить нагрузку на центральный редуктор. Нашел такие бортовые с ЛАЗа на футорках и при замене колодок, хотел даже поменять их, но не получилось. Оказывается, ЛиАЗ и ЛАЗ имеют разную ширину мостов и из-за этого, ЛАЗовские полуоси короче ЛиАЗовских. Сама полуось под шестерню бортовых шестерен, имеет еще и разную шлицевую часть.

Правда, много позже, встретил такую бортовую на автобусе Икарус-256. Он был старый рессорник, имел 5-ти ступенчатую КПП, центральный редуктор 1,47 и бортовые передачи 3,9.

Если заменить на этом мосту центральный редуктор с 1.47 на 1.79, то при бортовых 3.9, передаточное число будет равно 1.79*3.9=6.981 и это идеально подойдет для тягача с полуприцепом. Автомобиль и бегать будет чуть побыстрее чем МАЗ-54329 (передаточное число 7,14) и двигателю будет не так тяжело.

Сколько точно после ремонта отходил мой мост, я уже и не вспомню, но и второй редуктор тоже полетел. Как и в предыдущий раз, проблема опять была в подшипниках дифференциала и мне вновь пришлось проводить операцию по вырезке полуоси. К тому времени, работать стал по месту и поставил в мост редуктор от ЛиАЗа.

Встречал задний мост Raba-MAN и на Супер МАЗах, но поговорив с водителями понял, что хоть мост и не плохой, но для двигателей ЯМЗ-238 с турбиной не подходит. К сожалению, эти мосты долго под турбиной не ходят, а вот для моторов без турбины, подходят хорошо. Однако, Суперовский мост крепче в разы.

Источник